суббота, 13 июля 2019 г.

ГЛОНАСС погибает без украинских комплектующих


После того как в 2014 г. Кабинет Министров Украины приостановил действие межправительственного договора с РФ о кооперации между предприятиями оборонной промышленности, подписанный еще в ноябре 1993 г., в России стартовала целая федеральная программа импортозамещения.

При этом заменить изделия украинского военно-промышленного комплекса планировалось очень быстро. Причем сразу по нескольким весьма важным направлениям: прежде всего это стратегические ракетные комплексы. Тот же РС-20 (он же по натовской классификации SS-18 "Сатана") разработан в днепропетровском КБ "Южное" и производится там же в Днепре — на "Южмаше".

Весьма важным элементом боеготовности российского "ракетного щита" являются системы управления от харьковского "Хартрона". Еще с советских времен предприятие является разработчиком и поставщиком подобных элементов для межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и всего гражданского парка российских ракет. Если касаться ракетной темы, то можно добавить, что система прицеливания для ракетного стратегического комплекса "Тополь-М" разработана на киевском заводе "Арсенал".

Поистине критической является зависимость российских кораблестроителей от николаевского научно-производственного комплекса газотурбостроения "Зоря-Машпроект", а также вертолетных двигателей и комплектующих, производимых запорожским концерном "Мотор Сич".

Понятно, что за пять лет удалось кое-как заместить некоторые позиции — где-то путем закупок в той же Украине по серым схемам через ряд стран (это касается, в частности, запорожских двигателей), где-то созданием неуклюжих копий украинских разработок.

Но на разрыв военно-технических связей с Украиной наложилось и еще одно — западные санкции, введенные за аннексию Крыма и войну на Донбассе. Вот тут это уже не поддержание в строю отдельных образцов вооружения, а конкретные перспективные наработки, благодаря которым Россия пытается зацепиться за пул сверхдержав.

И здесь все гораздо хуже. По крайней мере, если внимательно почитать западные и российские издания. Так, буквально на днях американский кабельный и спутниковый телеканал новостей бизнеса CNBC сообщил, что Россия столкнулась с нехваткой углеродного волокна для производства гиперзвуковых ракетных комплексов "Авангард".

По данным CNBC, углеволокно российского производства неспособно выдержать экстремально высоких температур гиперзвукового полета, поэтому минобороны ищет поставщика сырья за пределами страны.

И именно поэтому объемы их возможного производства будут сокращены. Ссылаясь на отчет американской разведки, журналисты канала утверждают, что фактически сейчас план производства ракет к этому комплексу снижен до 60 единиц.

Стоит напомнить, что "Авангард" является одним из линейки "чудо-оружия", обладание которым, по мнению президента Путина, позволит России иметь перевес перед коллективным Западом. Так, в ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин объявил о начале серийного производства комплексов — планируется, что первый будет готов в 2020 г., а первые 12 комплексов должны быть приняты на вооружение в 2027 г.

Или, например, ситуация с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Запущенная еще в СССР в 1982 г., ныне система, даже по словам российских военных экспертов, находится в плачевном состоянии. Это зафиксировали и российские законодатели. Так, 18 июня приняли необходимые поправки в финансирование систем ГЛОНАСС-К2. Как оказалось, из-за резкой нехватки импортных комплектующих производство спутников будет приостановлено, а выделенные средства пойдут на импортозамещение целого ряда деталей и агрегатов.

По словам специалистов, проблема российских спутников ГЛОНАСС — в электронике. Дело в том, что на 2014 г. доля иностранной электроники в российских спутниках связи достигала 70%. До того, как Запад наложил санкции, ее достаточно свободно покупали в США, но с 2014 г. такие поставки прекратились, потому что теперь на них требуется получение лицензии Государственного департамента.

В 2018 г. руководство АО "Информационные спутниковые системы" получило огромные средства и пообещало к 2021 г. разработать спутник ГЛОНАСС-К2 на отечественных комплектующих. Теперь же, судя по решению Госдумы, эта дата откладывается на неопределенное время. Дело в том, что полностью избавиться от иностранных компонентов не удалось и даже сейчас они составляют 40%. Нынче чиновники планируют избавится от зависимости за счет импртозамещния к 2023 году, однак, эти планы настолько же реалистичны как обещания Путина про пенсию в 500 долларов к 2008 году.

По мнению исполнительного директора Ассоциации разработчиков и производителей электроники Ивана Покровского, полная импортонезависимость в электронике невозможна. От США и Европы зависят и Китай, и Южная Корея. Китай нередко отказывается от поставок в Россию, когда это грозит стране санкционными ограничениями.

«В сложном оборудовании, каким являются навигационные спутники, используются тысячи наименований комплектующих и сотни различных технологий микроэлектроники, — рассказал “Стимулу” Иван Покровский. — Ни одна страна мира не может быть одинаково конкурентоспособной по всем этим направлениям. Поэтому в настоящее время ни одна страна мира не может обойтись без использования комплектующих зарубежного производства».

А тем временем расчетный срок службы спутника ГЛОНАСС составляет всего семь лет, и уже сейчас у российских военных (основного, так сказать, потребителя) появляются серьезные проблемы с охватом сигналом. А как только спутники начнут массово падать, россияне вообще могут оказаться без военного космоса и будут вынуждены пользоваться американским GPS.

И да — несмотря на, то что российские СМИ на каждом углу говорят о превосходстве над американцами, американские спутники GPS работают намного дольше — некоторые уже отработали на орбите по 25 лет.

А что такое проблемы с ГЛОНАСС в военной сфере? Под эту систему заточены буквально все более или менее современное вооружение российской армии — от беспилотников до корректируемых ракет и снарядов. И любой сбой приведет к тому, что резко ухудшится точность попадания, которая и так была невысокой. Так, точность определения координат у ГЛОНАСС ниже, чем у GPS: 3–6 м погрешности против 2–4 м.

Первые результаты санкций заметны уже сейчас. Так до 31 мая 2020 года приостановлено действие правил оснащения автобусов и троллейбусов, а также грузовиков, используемых при перевозке опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.  Действие этих правил ранее приостанавливалось до 1 июля 2019 года. Но поскольку одрязлвшие спутники с трудом справляются с потребностями военных  то поставлять их в гражданскую сферу представляется идеей и вовсе  бессмысленной.

Ярлыки: ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница