пятница, 15 ноября 2019 г.

Бездарные попытки РФ стать геополитическим игроком в Африке терпят крах

FlagsMapAfrica.png

Товарооборот России и Африки с 2013 по 2018 год вырос с $9,9 млрд до $20,2 млрд, следует из данных Федеральной таможенной службы РФ. При этом товарооборот России и Африки почти в 17 раз меньше товарооборота Африки с Евросоюзом ($337 млрд в 2018 году), в 10 раз ниже оборота Африки с Китаем ($204 млрд) и в три раза меньше оборота с США ($61 млрд), следует из данных «Коммерсанта» и немецкого телеканала Deutsche Welle. На бoльшие суммы с Африкой торгуют также Индия и Объединенные Арабские Эмираты.
Россия избрала в Африке «сирийскую модель» – поддержку режимов, которым угрожает оппозиция внутри страны, и которые хотя бы частично изолированы на международной арене. Примерами являются ЦАР, Мозамбик и Судан. Схожая позиция была озвучена в аналитической статье издания Foreign Policy, специализирующегося на внешнеполитических вопросах. Как отмечается в статье, при входе в страну Россия часто не понимает или игнорирует внутриполитические нюансы, и не пытается наладить отношения с местными элитами и обществом.

«Русские ставят все на действующего лидера страны», – сказал изданию Джад Девермонт из Центра стратегически и международных исследований.
Подобная политика уже привела к ряду неудач. В частности, Россия, действуя согласно этой модели, договорилась с правившим тогда ЮАР Джейкобом Зумой о строительстве АЭС. Как утверждали местные оппозиционные политики и журналисты-расследователи, Зуме и людям из его окружения обещали в обмен огромные откаты. Однако после падения администрации Зумы в рамках коррупционного скандала новый президент Сирил Рамофоса отменил договор с РФ. Более того, хотя ЮАР продолжает рассматривать варианты строительства АЭС, Россию к процессу уже не подключают.

В Судане РФ сделала ставку на Омара аль-Башира, но его вскоре свергли. Хотя отношения с Суданом удалось восстановить, этот пример также подтверждает минусы избранной Кремлем модели, пишет Foreign Policy. Схожий провал произошел и в Мадагаскаре, где людям, которых поддерживал Кремль, не удалось прийти к власти, что отразилось на отношении к РФ в этой стране. Также «не повезло» и в Ливии.

Нарастают риски и в других странах. В Мозамбике ширящееся вооруженное противостояние, в которое, по сообщениям, вовлечены и наемники из РФ, может обернуться ростом нестабильности и поставить под угрозу российские инвестиции.
Даже если лидерам, которых поддерживает Россия, на некоторое время удастся удержаться у власти, далеко не факт, что ставка на них позволит России закрепиться в Африке в долгосрочной перспективе, и после неизбежного их ухода со сцены ситуация для РФ может кардинально измениться.

Вопросы вызывают и экономические аспекты сотрудничества. В частности, было заявлено, что на саммите в Сочи было подписано соглашений на 12 млрд долларов. Однако в реальности большинство этих документов являются не контрактами, а меморандумами о намерениях, которые ни к чему не обязывают стороны.
Также на саммите в Сочи, наряду с сообщением о списании $20 млрд «безнадежных» долгов странам Африки, было объявлено о достижении договоренностей о выделении Россией $30 млрд на новые кредиты африканским государствам. Иными словами, рост торгового оборота во многом происходит за российский счет (закупки у России часто оплачиваются за счет российских же кредитов).

Ярлыки: , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница